Живая планета

Дневник экспедиции 2019

Фотоальбом экспедиции 2019

28 июня

Вот он настал день “X” - день нашего отъезда в неизвестность. В поездках на новые дали, где ты еще не бывал, всегда есть какая-то интрига, тайна, которая тянет, влечет тебя на это место. Поэтому, у каждого: и у детей, и у взрослых, было предвкушение чего-то необычного, загадочного.

И вот, наконец, рано утром, попрощавшись с провожатыми, все погрузились в большой автобус и отправились в путь длиной почти 500 км. Дорога была утомительно долгой, кто уже был знаком друг с другом, весело болтали, а кто ехал первый раз или спал, или смотрел в окно, где мелькали завораживающие пейзажи.

Кто-то увлекся просмотром видео на двух мониторах автобуса. Включили, может специально, а может и случайно, фильм “Частное пионерское” о летней лагерной жизни детей. Красивый, добрый фильм о первых чувствах, о дружбе, о непростых взаимоотношениях детей в период взросления, о “тетеньках” и “дяденьках”, которые не всегда понимают, что происходит в сердцах и умах детей в этом возрасте. Фильм с хорошим позитивным концом зарядил тех, кто смотрел с бодростью и оптимизмом.

Ехали не спеша, с остановками, подбирая возле сёл остальных участников экспедиции. К вечеру, мы, наконец, приблизились к месту назначения. Было интересно, что это за озеро Среднее, куда мы едем?



Информация об озере Среднем
Озеро Среднее находится в двух километрах от села Озёрное Викуловского района (466 км от Тюмени). Оно является одним из крупнейших источников природной питьевой воды, по свойствам схоже с Байкалом, образовано из-за падения метеорита.
Озеро Среднее очень богато чистой прозрачной и пресной водой, которую можно пить безо всякой очистки, как из родника. Водоём, которому около тысячи лет, насыщен кислородом почти как знаменитый Байкал. По объёмам чистой воды он не имеет аналогов на юге Западно-Сибирской равнины.
Максимальная глубина озера — 26 метров. Прозрачность — около 10 метров, что немного больше, чем в знаменитом Байкале. Зимой, когда озеро покрывается льдом, можно видеть плавающих под толщей льда рыб. Предположительно, чистота воды обусловлена шунгитовыми камнями, находящимися на дне озера.
Водоём каплевидной формы. И в самом его широком месте максимальная глубина. В озере водятся щуки, чебаки и окуни. Рыбак при такой прозрачности воды может увидеть, как улов будет подплывать к приманке, осматривать её и цепляться за крючок. Одно время здесь разводили ценные породы рыб: муксуна и форель. Однако сейчас их уже нет: рыбохозяйство не соблюдало необходимые технологические нормы и разорилось.
Минус озера — непроходимые и заросшие камышом берега. Поэтому со временем там появился длинный пирс, с которого и рыбачат, и купаются. (Источник: https://goo-gl.ru/5xkt).

Приехав в село Озёрное, мы узнали, что на базу возле озера может заехать только грузовик и мы дружно перегрузили все наши вещи из автобуса в него, а сами отправились пешком до нашего будущего места проживания.

За селом раскинулось первое озеро, которое называлось Домашнее, наверно, потому что оно находилось рядом с домами, предположили мы. Пока мы шли по проселочной дороге, воображение пошло дальше, и мы начали размышлять, почему озеро, куда мы стремительно приближаемся, называется Среднее?

Вариантов было несколько, наверно, озеро представляет что-то средненькое: ни хорошо, ни плохо. Такой вариант совсем не вдохновлял нас. Тогда зачем мы пятьсот километров проехали ради такого озера? Второе предположение воодушевляло больше, мы подумали, что есть где-то еще одно озеро, а наше озеро расположилось между Домашним и этим третьим озером. Потом местные жители рассказали, что действительно, дальше есть еще одно озеро, которое называется Моховое.

Пройдя вдоль озера Домашнее, где-то больше километра, мы углубились в лес. Сразу бросилось в глаза, что дорога разделяет лес на две половинки, справа высокие стройные сосны, а слева - березы, как будто идешь по аллее, а деревья встречают нас. Сосны, как почетный караул, с торжественностью выстроились с одной стороны, а с другой стороны белоствольные березы, как молодые девушки, встречающие своих возлюбленных, махали нам своими ветвями.

Вот оно, озеро Среднее! С берега даже не разглядеть водную гладь, берега заросли тростником, камышами, осокой и желтыми кувшинками.

Времени на любование красотами не было, уже был вечер, поэтому, выгрузившись, мы занялись обустройством своего лагеря. Первым делом развернули кухню. Наш повар Лариса Андреевна с волонтёрами Машей Шабалковой и Катей Васильевой занялись приготовлением ужина, а вся остальная команда ставила палатки, осваивала новую территорию.

Кухня расположилась в домике с мансардой, а другой дом был отведен под творческую мастерскую.

За ужином мы заметили под коньком крыши на карнизе гнездо. К нашему великому изумлению кто-то из ребят заметил рядом, на большом круглом светильнике над дверью мансарды еще одно гнездо! В обоих гнездах были птенчики, но родителей не было видно. Видимо, наша шумная компания напугала их, и они прятались где-то близко и наблюдали за нами.

После ужина мы собрались у костра на общий сбор. Поговорив о завтрашних делах и немного поиграв, усталые, но довольные прошедшим днем, разбрелись по палаткам спать.

29 июня

Утро первого дня экспедиции началось с зарядки. Дети, привыкшие выполнять упражнения на “раз-два!”, были удивлены необычным проведением зарядки. Надежда Николаевна предлагала упражнения, помогающие ребятам настроиться на себя, на свое тело и расслабиться. Оказывается, негативные переживания у человека не проходят бесследно, а остаются в нашем теле, образуя мышечное напряжение. Нельзя давать телу физическую нагрузку, не сняв этого напряжения. В начале зарядки нужна мышечная релаксация, чтобы тело от физических нагрузок получало только приятные ощущения.

После небольшой пробежки, все довольные началом нового дня, пошли на завтрак.

Потом выдалось свободное время, и все продолжили обустройство территории: поставили две большие палатки и тент над костром, убрались в домиках и на территории.

Нашлось время и для знакомства с озером. Прибрежная полоса была, действительно, сильно заросшей, к нему можно было подойти только по деревянному мостику. Все что написано про это озеро было правдой: вода в озере оказалась кристально чистой! Можно было разглядеть на дне водоросли, снующих туда-сюда мальков и мусор, оставленный недобросовестными туристами.

Приглядевшись, мы даже заметили целую стаю неподвижных полосатых окуньков, которые как будто зависли в невесомости. Увидев в воде такое количество рыбы, ребята стали строить планы на завтра об утренней рыбалке.

Информация об озере Среднем

“Берега озера пологие, почти незаметно переходящие в болото -” зыбун”. Не заболоченные берега и прибрежная полоса озер Среднее и Домашнее зарастает (мелеет) путем завала ее отмирающими тростниками, хвощом, осокой и кувшинками.
Зарастание озер происходит путем наплыва слоя травянисто-моховой растительности толщиной 20-60 см.
Вода озер светлая, с прозрачностью до 10 метров (на озерах Ачилово, Озернинской группы) и везде пресная, мягкая, с привкусом растений”
Из историко-географического очерка А.В. Давыдова, учителя-краеведа, основателя Викуловского народного краеведческого музея
Потом по распорядку дня был общий сбор, на нем Надежда Николаевна рассказала ребятам о цели экспедиции, задачи первого дня и предложила участникам подумать и написать свои желания, с которыми ребята приехали сюда, что им хочется сделать, о чем узнать, чему научиться и т.д.. Затем объяснила, что такое «акцент дня», который будет ставиться каждое утро, и зачем он нужен.

Акцентом этого дня было: сконцентрировать свое внимание на том, что сегодня узнали нового. Чтобы показать ребятам, как это работает, Надежда Николаевна провела практику - исследование местности. Ребятам были предложены карточки с заданиями:

- найдите следы жизнедеятельности животных, птиц, насекомых;
- назовите растущие здесь деревья и кустарники;
- назовите лекарственные травы;
- найдите самое взрослое дерево на нашей территории и объясните свой выбор и т.д.

Ребят очень увлекло это задание, в результате которого они узнали о месте и его обитателях много нового. Так это место стало ближе каждому.

Потом состоялось занятие по сценическому мастерству с Сагитом, с множеством игр и упражнений на взаимодействие, направленные на сближение ребят между собой.

Рыбалка, футбол, игра в “вышибалы” подняли настроение ребят и добавили оптимизма в течение всего дня.

Выявился в нашей команде будущий орнитолог. Это наш любознательный Женя Спиридонов. Он целый день наблюдал в бинокль за жизнью птиц, наш замечательный повар Лариса Андреевна в перерывах между подготовками еды активно помогала ему в этом. Женя сделал на телефон несколько снимков через бинокль, оказывается, и так можно. По его наблюдениям гнездо, которое находилось на круглом светильнике внутри балкона, было гнездо ласточек. В гнезде было 4 птенца. А с обитателями гнезда снаружи прямо под самой крышей, мы так и не определились. Мы не знаем, что эта за серая птица!? Они очень пугливые, прилетают к своим птенцам только тогда, когда нет большой толпы возле домика. Понимая, что из-за нашего столпотворения могут пострадать птенчики в гнезде, мы старались ходить возле них потише, чтобы они могли прилетать кормить своих птенцов, а их было 5!

Вечером все собрались у костра для подведения итогов дня. Все по очереди высказывались, как они провели день и что нового узнали. Облечь в словесную форму впечатлений всего дня оказалось не так-то просто! Отличился Денисов Саша, он вызвался первым рассказать о своих впечатлениях на новом месте. И у него это получилось!

Всех немного шокировала новость, что в этой экспедиции среди всех прочих творческих мастерских и занятий будет работать литературная мастерская под моим чутким руководством.

Только произнесенное одно слово “литература” произвело на всех уныние и стало сразу понятно, какие у ребят взаимоотношения с этим предметом в школе. Поэтому я решила не сдаваться и через день вечерами у костра “разбивать” их заросшие мхом воображение и фантазию “литературной дробью”.

Так родилась идея рубрики “Литературные дробинки”. Я приобрела себе союзников в лице Насти Коротаевой и Никиты Селиванова. Мы будем вместе вести дневник нашей экспедиции. Нам сразу же дали задание придумать правила жизни в лагере.

Чтобы добавить к вечернему костру романтики, я попросила Насти Коротаеву почитать свои стихи.

А потом мы попробовали все вместе выполнить упражнение “От меня вам балалайка”. Подбирали рифмы к словам, которые у всех сейчас на языке: лес, береза, палатка. Получилось что-то типа: «палатка - рогатка – шоколадка», «береза – доза – поза». Удивила рифма Вани Животова к слову «лес». «Лес – ОБХСС»! Оказалось, Ваня любит смотреть советские фильмы.

За веселыми добрыми шутками мы не заметили, как темнота скрыла туман над озером, тихо под треск костра наступила ночь. Так завершился второй день экспедиции.

Доброй ночи всем! Волшебных снов!

Литературные «дробинки»

Ты помнишь знакомство? Ты помнишь те чувства?
Ту ненависть что-ли…Как были глупы,
Но время прошло, мы узнали друг друга,
И в миг ведь разрушились все те черты.
Мы стали друзьями, не сразу, но стали.
И общие темы с тобой мы нашли.
И музыка наша сердца завязала,
Теперь не отвяжешься от меня ты.
Теперь ты со мной, под моим обаянием,
А я под твоим. Как похожи миры…
Ход мыслей, и чувства, и юмор.
Мы явно не просто уж так с тобой сведены,
Теперь, когда рядом, могу не бояться,
Могу рассказать и совета спросить,
И если б кто знал, что ты так же прекрасна,
Как солнце в холодные зимние дни.
Говорить лишь о том, что люблю я не буду,
Ты знаешь сама, что ценю, дорожу,
И, если случиться, хоть что-то плохое,
Ты знай, я в сети, я всегда поддержу…

Настя Коротаева

30 июня

Утро было просто замечательное. Небесное светило уже хорошо поджаривало землю, вся поляна была залита солнечным светом. Птицы, будто соревнуясь, пели во все лады, восхваляя красоты этого места. Вылезая из палаток, прищуриваясь от яркого света, слыша птичий хор, все замирали в счастливом предвкушении интересного и неповторимого нового дня.

Предчувствия не обманули, уже за завтраком всех ожидала неожиданная приятность - “банановый рай”! Сгущенка с бананом! Божественный вкус! Эту вкусняшку приготовила наша Маша Шабалкова. Самая обычная каша с “банановым раем” вмиг исчезла из тарелок. Все чуть ли не мурлыкали от удовольствия.

После завтрака по распорядку общий сбор, где был раскрыт акцент дня. “Отмечать свои тактильные ощущения, комфорт-дискомфорт от чего и “настройка внимания”. Что это значит? Настройка внимания — это концентрация внимания на данный момент времени на каком-нибудь предмете, явлении внешнего мира или к себе, к своим ощущениям, настроению, состоянию тела.

Занятие по исследованию природы с Надеждой Николаевной с каждым разом заставляют ребят углубиться в себя, сосредоточиться на своих ощущениях. Ведь отношение к природе формируется лишь тогда, когда ты ПРОЖИВАЕШЬ в себе, на себе все ощущения от ВЗАИМОдействия с ней.

Сегодня ребята отмечали свои телесные ощущения. Ходили босиком по разным поверхностям, и при этом нужно было отметить, где комфорт, а где почувствовали дискомфорт. С завязанными глазами исследовали деревья на ощупь, чтобы потом узнать и найти свое дерево.

Потом было занятие по сценическому мастерству. Мастер-классы Сагита настолько у нас популярны, что даже девочки-волонтеры, быстрее закончив свои кухонные обязанности, скорее бегут к нему на его занятия.

А Настя Коротаева молодец, уже придумала правила проживания в стихотворной форме:

Приехал в лес не насори, и за собой все убери!
Когда ложишься спать, потише, ты не один и мы все слышим!
Если хочешь прогуляться, взрослых ты предупреди, а то можешь потеряться и тебя нам найти.
Купаться здорово и классно, но также может быть опасно,
Мы взрослых вместе позовем и мячик надувной возьмем.
Давайте помогать друг другу, мы дружно вымоем посуду,
Поможем волонтерам и будет очень клево.
Пожалуйста, не матерись, нам очень неприятно,
Ты лучше просто промолчи и будет все в порядке.



А еще сегодня мы сходили в поход на водозабор. Много интересного увидели, заметили, отметили пытливые глаза наших ребят.





Мы обнаружили муравейник, наблюдали за кипучей деятельностью этих маленьких тружеников леса. Муравьи всегда считались образцом трудолюбия. Кстати, наука изучающая жизнь муравьев называется мирмекология, так что мы сегодня ненадолго стали мирмекологами.


Интересное о муравьях

Муравьиная семья состоит из яйцекладущей самки, крылатых самцов и бескрылых самок — рабочих особей. У всех у них различные обязанности.

Муравей с непомерно развитыми челюстями — это воин. У некоторых видов муравьев очень большие головы — так называемые «пробки». Просунул муравей такую голову во вход гнезда, и вход закрыт.

Также существуют муравьи «медовые бочки» — эти напиваются медом до такой степени, что брюшко их раздувается, словно шар. Такой муравей служит накопителем пищи для своих собратьев, когда его соплеменники проголодаются, они просто пощекочут своего товарища усиками, и он выпустит капельку меда для прокорма остальных муравьев и так до тех пор, пока он снова не похудеет.

Есть еще и рабочие муравьи. Рабочий муравей и нянька, и уборщик, и заготовщик пищи. Много обязанностей у него и по строительству муравейника, но, основная его работа это, уход за новым поколением. Вывелась из яйца личинка, так ее рабочие не только кормят, но и чистят и даже выносят принимать солнечные ванны.

В жаркое время дня личинки и куколки переносятся в верхние этажи муравейника. Завечереет, выпадет роса, а рабочие уже спешат перетащить куколок и личинок обратно в нижние этажи. (Источник: http://mirplaneta.ru/nasekomoe-muravej.html)



В нашей команде тоже есть неутомимый трудяга — это Родион Зульбухаров. Он все время в каких-то хозяйственных хлопотах, то он из леса тащит дрова, рубит, колет, потом топит баню, разжигает костер, набирает во все емкости воду - и так целый день. Сегодня он еще проводил занятие с ребятами, учил их туристическим премудростям.

Вчера мы познакомились с профессией орнитолога, а сегодня мы узнали кто такие мирмекологи. А наш будущий орнитолог Женя с увлечением продолжает наблюдение за птицами.

Ласточки и серые птицы начали к нам привыкать. Ласточки, оказывается такие заботливые родители, они так часто приносят еду своим деткам. Полет у них такой стремительный. Однажды, выходя на балкон мансарды, я чуть не столкнулась, с подлетавшей к гнезду ласточкой. Она сумела остановиться и замереть на несколько секунд. Через ее крылья просвечивало солнце, она как веером отчаянно махала крыльями, «гася» скорость.

А серые птички в отличие от ласточек, не так часто прилетают к своему гнезду. Мы очень переживаем за малышей, они же наверно, голодают.

Сегодня мы купались! Это было замечательно окунуться в жару в прохладную воду! Дно илистое, мы, поэтому немного взбаламутили чистую прозрачную воду озера. Все получили массу положительных эмоций.

Вечером, собравшись у костра, мы обсуждали итоги дня. Ребята рассказывали, что они чувствовали, когда ходили босиком по земле с завязанными глазами. Все были очень удивлены, что с деревьями можно общаться, потому что неожиданно для себя они поняли, что у них это общение действительно состоялось.

А Никита Селиванов, как человек творческий, тут же сочинил сказку, про своих березок - Степана и Стефанию.

Литературные «дробинки»


Степан и Стефания

Любовь! Какое же это сильное чувство! А вы знали, что деревья тоже умеют любить? Сейчас я поведаю вам историю о Степане и Стефании.

Однажды на землю упало семечко, из которого проросла береза, и не одна, а сразу две. Представляете, из одного семечка две березы! И звали их Степан и Стефания. В их жизни не происходило ничего особенного. Жили они, не тужили, росли вместе и полюбили друг друга.

А вы слышали, как разговаривают деревья? Часто они начинают говорить все сразу, и слышен сплошной гул, а иногда, если прислушаешься, они говорят шепотом. Когда они говорят шепотом - они признаются в любви: друг другу, природе, птицам, ветру, небу, солнцу, добрым людям.

Степан и Стефания иногда громко спорили, иногда бывало и ругались, а людям казалось, что это ветер шумит в листве. Но чаще они говорили шепотом. Когда они поняли, что жить друг без друга уже не смогут, решили пожениться.

На свадьбу пригласили всех соседей. Деревья стали прихорашиваться. Освежили свой наряд под теплым дождем, умылись утренней росой, что их листья засияли как изумруды. Свадьба была очень красивая, спето было много песен. Молодые березки махали молодожёнам своими нежными ветвями, как платочками, сгибая свой тонкий белоствольный стан в ритме танца, а взрослые березы, перебивая друг друга, шумно давали мудрые советы Степану и Стефании.

Молодожены и гости в своем радостном безмятежном веселье не заметили, как в природе вдруг наступила предгрозовая тишина и из-за холма неожиданно появилась чёрная туча. Весенняя гроза, как будто обидевшись на то, что ее не пригласили на свадьбу, нагрянула незваной гостьей.

Но эта была не та гроза, которую описывал Тютчев в своем знаменитом стихотворении! Она решила испортить всем праздник. Сразу стало темно, ветер трепал ветки, гнул тонкие стволы деревьев до земли. Электрические разряды полыхали по всей поляне, громыхало так, что уши закладывало. Где-то ударила молния, запахло дымом, то там, то тут был слышен треск, падающих веток. Солнечная праздничная поляна за считанные минуты превратилась в поле битвы.

Это были еще не все беды. Тут из плотной стены дождя появилась фигура в темном плаще с надвинутым на глаза капюшоном, в руках у него сверкнуло острие топора. Он замахнулся на Стефанию, а Степан в отчаянии скинул на него толстую ветку, которую во время грозы поломало сильным ветром. Тот от неожиданности и боли вскрикнул и ударил несколько раз топором Степана. Ему, конечно, было больно, а разве деревьям не больно от топора?

Гроза закончилась так же внезапно, как началась. Засияло солнце, залив своими яркими лучами землю. На поляне появился лесник, заметивший издали всполохи молнии во время грозы. Человек с топором, испугался его и убежал. Лесник, увидев Степана, истекавшего берёзовым соком, замазал глиной его раны и пошел дальше осматривать свои владения.

А Степан и Стефания нежно прижались друг другу, радуясь, что все плохое закончилось.

Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь, а на месте раны появилась новая ветка, как напоминание об их свадьбе.

Никита Селиванов




1 июля

Никто даже не заметил, что начался второй месяц лета. Ваня Животов отметил в своем блокноте этот день как 31 июня, значит завтра будет: 32 июня, а потом 33, 34 и так до конца июля!

Ранним утром Миша Снигирев и Полина Коротаева пошли на рыбалку. Поймали две рыбки. Немного подумав, отпустили их в свою родную стихию. Ведь на рыбалке на этом озере не важно, сколько рыбок ты поймал, важен сам процесс. В прозрачной воде видно, как рыбка подплывает к червячку, кружит вокруг, раздумывая, стоит ли хвататься за этот кусочек еды или нет. Частенько рыбки оставляют без внимания нашу приманку. А может они тоже видят нас, как мы их? Возникает вопрос: “Действительно ли, рыбы видят нас? И кто мы для них? Инопланетяне, для которых обитатели подводного мира только продукт питания, или дружественные пришельцы, изучающие их неведомый и загадочный мир?”

Оказывается, расстояние под толщей воды, на которое рыба может отчетливо увидеть всё, что происходит вокруг нее, составляет 1,5 – 2 метра. А предметы больших размеров и с наличием ярких красок рыба может разглядеть на расстоянии, которое составляет до двенадцати метров. По закону преломления световых лучей они сравнительно отчетливо видят без искажения предметы, находящиеся прямо у них над головой, например, шлюпку или птицу, пролетающую над водой. Во время наблюдения рыбы за надводным миром образуются так называемые слепые зоны, в которых рыба ничего не может увидеть. Они зависят от угла обзора, при котором, все что находится на берегу водоема скрыто от рыбьих глаз. (https://dom-knig.com/read_458247-15)

Закончим рыбий “ликбез” и вернемся к нашему дневнику. Итак, следующим рабочим моментом был общий сбор. Акцент сегодняшнего дня: вкус и аромат. На занятии ребята получили задание найти и описать 10 природных вкусов и 10 запахов. Любопытству ребят не было предела, на вкус были определены даже угольки от костра.

А далее Надежда Николаевна закрутила интригу, ребятам надо было с завязанными глазами попробовать на вкус то, что раньше не пробовали (например, хвоинки сосны) и отгадать запах (смородинового листа, водорослей, кожуры апельсина).


Зачем же нужно, обращать внимание на вкусы и запахи? А затем, что, почувствовав и отметив вкус и аромат, ты попадаешь в ДАННЫЙ МОМЕНТ! А это единственный момент, в котором мы живем по-настоящему и начинаем «вкушать» жизнь!


После Родион повел ребят на курс по выживанию в дикой природе. Он выбрал для них густую сосновую рощу. Их не было полтора часа, когда они вернулись, по их горящим глазам было видно, что было очень интересно и увлекательно. Оказывается, ребята построили настоящий шалаш и даже сделали кресло из подручных природных материалов.

Следующий мастер-класс проводила я. Мастер-класс по рисованию... МАНКОЙ! Было очень жарко, поэтому мы сначала искупались, а потом пошли рисовать.

Рисование песком очень интересное занятие. В стационарных условиях, дети рисуют песком на световых столах или планшетах. В походных условиях вместо столов были рамки для фотографии со стеклом размером 45 x 30 cм, а вместо песка - манка. После того как мы засыпали манкой импровизированные планшеты, ребята стали рисовать.

Следующим упражнением было рисование одновременно двумя руками. Для чего это нужно? Это упражнение для развития межполушарного взаимодействия. Рисование двумя руками не только увлекательно, но и полезно. Его суть - изменить работу мозга. Нужна не красота, а работа рук.

Потом было занятие с Сагитом, репетиция. Что за репетиция? Я забыла сказать, что 5 июля мы пойдем в гости в деревню Озёрное. Будем выступать в клубе, чтобы презентовать нашу экспедицию перед местными жителями. Ребята готовят номера, потом будет киноурок, который проведет Вера Константиновна. После киноурока, наши парни будут играть в футбол с озернинскими ребятами.

Чуть не пропустила одно из важнейших событий дня. Сегодня рано утром мы нашли удивительно странное существо - новорожденного малыша летучей мыши. Он такой крошечный, беззащитный, маленькое тельце совсем еще голенькое.

Как он оказался в траве? Может сам упал, может мама выронила. Бедный малыш пищал от страха, может быть и от голода. Он весь день был с нами, мы его накормили молоком, а на ночь положили назад в гнездо, думая, что мама прилетит на его крик, обогреет и накормит. Наша Вера Константиновна написала о малыше сказку.

Первый день второго месяца лета закончился ночными игрищами. Оказывается, так здорово играть в прятки в темноте!

Литературные «дробинки»


Сказка про маленького летучего мышонка

Однажды маленький летучий мышонок по имени Тося решила покинуть родную семью и отправиться в путешествие. Не успело молоко на губах не обсохнуть, она решила познавать мир. И вот ночь наступила: ночь чудес и приключений.

- Пока, родные! Я полетела! – подумала Тося и шлепнулась со всего размаху в траву и поняла, что ничего не может.

- Ой, как же мне без семьи. Вот не подумала, что меня ждет, отправляясь в путешествие!

- Бр-р-р-р!!! Как холодно! Все мерзнет без мамы!

Вдруг чьи-то руки взяли мышонка, Тося почувствовала, что ей тепло и вцепилась в руку.

-Не бросят же они меня, я ведь такая маленькая!

Люди общались между собой, определились мама и папа. Они бережно грели Тосю и кормили ее. Тося попробовала коровье молоко, яйцо птицы, интересно, ей очень понравилось. Конечно, она временами скучала по маме, но человеческое внимание помогло ей. Она ощутила свою значимость в человеческом мире:

-Я учу их заботиться! Я мышонок мира!

Тося подрастала, потихоньку начинала забывать о родителях, потому что люди заботились о ней. Ей было уютно и комфортно.

Но вот наступил день их отъезда, Тося начала понимать человеческий язык, да, «родители» готовились к отъезду. Она думала, а я, что буду без них делать, я так их полюбила!

И вдруг она поняла, что они решили ее взять с собой, увезти далеко, далеко!

Она устроилась в теплой рукавичке, подъехал автобус и о!!! все кругом замелькало, закружилось!

- Я еду, еду, еду в неизвестность! - пела Тося.

Она чувствовала, что впереди что-то необычное…

И вот остановка, приехали. Тося уже подросла, превратилась в красивую летучую мышь: “Что моя мама-хозяйка от меня хочет? Она хочет, чтобы я выступала перед людьми и пела им свои песни. О, прекрасно, я буду слушаться и обязательно буду певицей!” - думала Тося.

И вот карьера Тоси началась, они выучили человеческий язык и стала петь перед людьми. Вместе с хозяйкой-мамой они пели:

- О, милые люди, любите природу, она живая, все живет, о вас поет и вы ее послушайте, живите вместе!

Люди слушали Тосю, удивлялись и радовались, как маленькие дети. Так Тося стала знаменитой артисткой.

Пахомчик Вера Константиновна
Экопоходы