
Центр развития экологических программ
Введите ваш запрос для начала поиска.


Организация работы школьных лесничеств и экологических объединений
Школьное лесничество название не новое, но оно приобретает новую суть, находится на новой стадии развития. Важным становится развитие в детях интереса к познанию не только природы внешней (то, что окружает нас (леса, поля, реки, животные, воздух, земля и т.п.)), но и природы внутренней (то, что находится внутри нас, внутренний мир человека. Его мысли, чувства, состояния тела, таланты и способности).
Ведь для формирования экологической культуры мало знать законы природы и ее характеристики, нужно еще и научиться чувствовать ее. А для этого необходимо развивать собственное сознание, мышление, чувствительность, а также свое тело. Ведь как человек относится к природе – так он относится к себе и другим людям. Будет ли это партнерство или борьба, сотрудничество или потребление - зависит от сознания, мировоззрения ребенка, а его формируем мы – взрослые.
Цель: реализация образовательной программы «Взаимодействие с природой», направленной на формирование экологической культуры детей и подростков.
Задачи:
- Проведение занятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка посредством взаимодействия с природой.
- Развитие у учащихся познавательного интереса и потребности изучения природы.
- Развитие у школьников лидерских качеств, личной активности в работе, направленной на улучшение состояния природной среды.
- Расширение и углубление знаний в области ботаники, биологии, географии, экологии и других естественных наук.
- Вовлечение школьников в опытно-исследовательскую, практическую, пропагандистскую, культурно-массовую, экскурсионно-туристическую деятельность.
- Расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства, вовлечение школьников в лесохозяйственную и природоохранную деятельность.
- Профессиональная ориентация молодёжи.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Основная идея программы – передать ребёнку состояние интереса к познанию, научить его учиться, чтобы появился интерес и желание учиться, исследовать, творить – совместно с Природой.
Основная направленность данной программы – это всестороннее развитие личности ребенка, а это развитие сознания (в том числе экологического), расширение кругозора в области естественных наук, способов защиты, восстановления природных объектов и предоставление возможности на практике проявить заботу о природе.
На данный момент организованно и работает 30 школьных лесничеств и в них занимается около 420 учащихся:
- Ощепковская СОШ филиал МАОУ Абатской СОШ № 1 (Абатский район),
- Дубынская СОШ филиал МАОУ Казанской СОШ (Казанский район),
- Кунчурская СОШ филиал МАОУ Нижнетавдинской СОШ (Н-Тавдинский район),
- МАОУ Малышенская СОШ (Голышмановский район), -2 гр
- МАОУ Омутинская СОШ № 2 (Омутинский район)
- МАОУ Упоровская СОШ (Упоровский район),
- Лебедевская СОШ филиал МАОУ Боровинской СОШ (Заводоуковский район), 2 гр
- МАОУ Боровинская СОШ (Заводоуковский район),
- Ламенская СОШ отделение МАОУ Голышмановской СОШ № 2 (Голышмановский район),
- МАОУ Чикчинская СОШ им. Х.Х. Якина (Тюменский район),
- Солобоевская СОШ филиал Исетской СОШ № 1 (Исетский район ), 2 гр
- МАОУ Мальковская СОШ (Тюменский район),
- МАОУ Казанская СОШ (Казанский район),
- МАОУ Горьковская СОШ (Тюменский район) 2 гр
- Зырянская СОШ филиал МАОУ Успенской СОШ (Тюменский район)
- МАОУ Покровская СОШ.(Ярковский район)
- Лесные путешественники с.Никитино (Ярковский район)
- № 45,72,52,28,9,13- школы г.Тюмени
За 2008-2017 гг. реализованы следующие мероприятия:
1) Проводятся еженедельные занятия по программе «Взаимодействие с природой».
С ребятами занимаются педагог-психолог , педагог школы и лесничий.
Педагогом-психологом проводятся различные тематические беседы, творческие мастерские, мини-тренинги, игры, упражнения на взаимодействие с природой, занятия по развитию тела – зарядки, разминки, релаксации, экологические тропы, экскурсии, походы.
Деятельность педагога в школе включает в себя следующие формы - образовательно-просветительская, практическая, опытно-исследовательская, пропагандистская, культурно-массовая, экскурсионно-туристическая деятельность. Проводятся познавательные занятия, лекции, консультации, практикумы, постановка опытов и ведение исследовательских работ, создание ландшафтных проектов и работа на опытном участке, создание агитационных плакатов, памяток, листовок, участие в экологических акциях, проводится разъяснительная работа с населением и школьниками о роли леса в жизни человека и правилах поведения в лесу, создаются экологические тропы и т.п.
Лесничий знакомит ребят с основами лесного хозяйства – лесопользованием, лесовосстановлением, охраной и защитой леса. Ребята изучают побочное пользование в лесу, сбор и переработку лекарственного и технического сырья, осуществляют посев семян хвойных и лиственных пород в школьном питомнике, садят саженцы и ухаживают за ними, изучают основы охраны леса от пожаров, охраны зверей и птиц – изготавливают и развешивают скворечники, кормушки и т.п.
2) Ведется работа на опытных участках:
- разработаны ландшафтные проекты опытных участков.
- озеленение (посадка кустарников, деревьев, создание клумб, альпийской горки, оформление участка деревянными изделиями). Высажено около 5000 саженцев сосны, ели, дуба, кедра, декоративных кустарников.
- построено вместе с ребятами 11 деревянных беседок около школ разной формы и дизайна - это место встречи юных лесничих.
3) Создано 11 мини-питомников, на которых посеяны семена сосны, лиственницы, ели, дуба, кедра.
4) В с. Смирное, с. Ощепково заложили скверы, посадили саженцы, цветы (на эту работу дополнительно выиграли 4 гранта). Работа ведется каждое лето.
5) Проведено 10 слетов – фестивалей школьных лесничеств «Живая Планета». В 2015-2016,2017 году состоялся открытый межрегиональный фестиваль творчества школьных лесничеств «Живая Планета», в нем приняло участие более 450 детей и взрослых из Тюменской, Свердловской, Омской, Республики Алтай, ХМАО,Республики Коми, Пермского края. В проведении данного фестиваля нам помогали ребята-добровольцы – старшеклассники и выпускники школьного лесничества. Всего за 10 лет приняло участие более 1000 детей и взрослых.
6) Проведены при финансовом участии партнеров 9 зимних семинаров «Зимняя сказка» (это очень важные переходные точки в системном обучении детей). В них приняло участие 120 человек.
7) Каждое лето с 2010 г. проходят экологические экспедиции на Алтай и Байкал «С заботой о Природе» и «Сила природы» при финансовом участии партнеров. Всего в экспедициях побывало более 150 детей.
8) Приняли участие в 3-х открытых окружных слетах школьных лесничеств и экологических объединений ХМАО–Югры (здесь приглашается одна команда), всего побывало 18 человек.
9) Проведены (в 2012- 2016 гг.) конкурсы «Чистый взгляд на природу», «Лучший саженец в горшочке», «Лучшая поделка из дерева», «Альпийская Горка», «Наш питомник», «Любимая Клумба» в которых приняли участие все школьные лесничества. За призовые места ребята и школы получили подарки, необходимые для развития их дела.
10) В каждом школьном лесничестве в течение года оформляются авторские фотовыставки, у ребят рождается интерес к путешествиям, познанию природы, возникает желание фотографировать.
11) Ежегодно проводится цикл занятий по противопожарной пропаганде.
Результаты программы:
Предложенная программа координирует и направляет движение школьных лесничеств:
- Поднимает на новый уровень деятельность школьных лесничеств.
Происходит объединение школ, лесничеств, администраций районов, их жителей на основе общей идеи – обучение взаимодействию с природой на практике, также дается новый импульс для учителей биологии, географии – творчески давать дополнительный материал, при этом они также реализуются как личности, ребята начинают участвовать в жизни поселка, города, рождается интерес к познанию, узнавая работу лесничих, в сознании рождается определенный образ человека, который любит и знает лес.
Выстраиваем взаимодействие со школьными лесничествами ХМАО, ЯНАО и других областей.
Есть начало по созданию студенческого лесничества и взаимодействие его со школьными лесничествами.
- Развивает личность ребенка, его интеллектуальные и творческие способности.
- Развивает у школьников личную активность в работе, направленной на улучшение состояния природной среды.
- Расширяет и углубляет знания учащихся в области ботаники, биологии, географии, экологии и других естественных наук.
- Вовлекает школьников в опытно-исследовательскую, практическую, пропагандистскую, культурно-массовую, экскурсионно-туристическую деятельность.
- Обучает членов школьных лесничеств природоохранной и лесохозяйственной деятельности.
- Формирует профессиональные предпочтения, тем самым влияя на выбор профессии. Более 50 выпускников школьного лесничества поступили на специальности, связанные с природой и некоторые из них продолжают сотрудничество с нами, помогая в проведении слетов и фестивалей и в целом, нашей деятельности.
- Сохраняет и укрепляет здоровье детей, прививает им здоровый образ жизни.
В дальнейшем планируем в каждой школе обустроить кабинет лесничества, развивать питомник, научиться реализовывать саженцы, организовать работу по изготовлению различных поделок из дерева и также их продажи с целью формирования фонда развития школьного лесничества, начать более тесное сотрудничество с лесничествами и взять под надзор участок леса.
Также планируем в каждом районе юга Тюменской области организовать школьное лесничество, создать парки выпускников детских садов, школ, техникумов, вузов области.
Отчеты по работе Центра:


